04.07.2015
| Илья, Возраст: 20

Есть ли какие-либо способы развить в себе способность чувстовать других людей?

Сенсей, здравствуй. Есть ли какие-либо способы развить в себе способность чувствовать других людей? Например, понимать кто кому нравиться в компании, кто чего ждёт от тебя и тд. В общем развить в себе что-то вроде эмпатии. Может быть никаких специальных способов нет, и всё что поможет — это интеллектуальное развитие и опыт взаимодействия с людьми?

в целом эмпатия, больше врожденный навык, чем приобретаемый. но механизм его работы, как у всего прочего, разумеется есть.

помню был занимательный случай много лет назад.

что и как — это не важно, но суть в том, что у меня были деньги и на меня и моих двух друзей, навел грабителей ещё один, третий «друг» который был с нами.
так вот.
мы на кураже, на позитиве радость счастье движуха — бдительность 0%. и садимся мы в общем в «такси» пойманное третьим «другом». «друг» сказал что щас подождет других братюнь и приедет на другой машине, а мы пусть едем на первой машине до точки. так и сделали. впереди двое — водитель и пассажир и нас сзади трое, машина волга, места хватает. проезжаем 200 метром — чел голосует. но нас уже в машине пятеро. они останавливаются и голосующий говорит, что ему надо буквально не много проехать край надо, опаздывает, братва мол выручайте, «поютимся» мол сзади пару кварталов плз. «да не вопрос братан, о чём речь, каэш поютимся» ага.
пара кварталов прошли, а потом ещё пара, а потом ещё. и я, сидевший с другого края у двери, увидел, что ручек на этой двери — нет. никаких. стекла тонированные. и как бы кэп намекнул, че вообще происходит. и тут как раз после кэповского намека, мы начали поворачивать совсем не туда, куда мы назвали.
после того, как друг сидящий по центру сказал водителю «слышь бро нам же в другую сторону?..» чел сидящий спереди на пассажирском, повернулся уже с ножом, приставил нож к его горлу и начал орать, что щас перережет нас тут всех к ебеням. и чел сидящий у двери сзади оживился и дал понять, что да мол, щас так всё и будет. как потом выяснилось, «подсел к нам» начальник охраны одного из ночных клубов пригорода. поэтому сопротивляться против ножа и такого типочка, было так себе перспективой, особенно скованным в действиях. да и не был бы скован, че уж выебываться — ничего бы не смог сделать. так вот.
и орет давай бабки мол. ну я ему «оу оу браток палехче палехче, на вот тебе почти пустой кошель ага». а основные деньги были у меня во внутреннем кармане в конверте. и тут обшарив лопатник, он говорит чё мол за х*йня это ущербная и называет КОНКРЕТНУЮ СУММУ, которая у меня с собой. именно её. давай мол её. тут кэп ко мне вернулся и я снова понял че происходит. я конечно попытался рассказать ему басню о том, что я не могу понять о чём собственно речь, прикидывая при этом, что вряд ли эта басня ему интересна. он понятное дело не унимался, зная о наличии у меня бабок, и начал посильнее придавливать нож к горлу чувака по центру сидевшего и орать уже с пеной у рта, что мол уже «прям щас вот вот» нас всех лишат жизни ужасным насильственным способом. и нас ещё при всём этом действии параллельно везли по направлению «из города». ощущение было так себе.
я понял, что противится толку нет и вынул конверт отдав ему. он пересчитал и сказал «ну всё суки пиздец вам». и после этого нас продолжали вести из города держа нож то у горла одного то у другого. я сказал, что мы же все отдали, не против ли они, что мы теперь выйдем из машины? на что получил ответ, что мы настучим так как запомнили и их и машину и поэтому им целесообразно закопать свидетелей в ямы. боевик ёптыть.
дальше идет рассказ о том, кто и как себя там вёл в машине и как нас потом выкинули за городом забрав телефоны.

к чему вся эта кулстори?
как только кэп пришел ко мне первый раз и я понял, что нас грабят и что щас будет заваруха, и шансов предотвратить её нет, я начал задавать себе вопросы: а как это, быть в такой ситуации? а как я буду себя вести в этой ситуации? а почему именно так? а как бы вел себя в этой ситуации кто-то другой? а почему другой бы вел себя так, а я веду так? в чём мотивы и где разница? что такое страх? а можно ли не боятся? а можно ли вести себя так или вот так? грабители ведут себя так, а что они думают на самом деле? а что думают сейчас мои ребята?

я начал отстранено рассуждать над ситуацией. как будто я читаю или слушаю, что подобное произошло с кем-то, а не со мной. смотрю на ситуацию и думаю что и кто мог сделать и как мог себя вести.
с одной стороны, может показаться, что это желание голых понтов выглядеть красиво и потом рассказывать кому-то какой ты был крутой. но на деле, это не так. или не совсем так.
это именно изучение ситуации. но это очень качественное изучение ситуации, потому что тебе не нужно представлять эмоции из книги или со слов или ещё что-то. вот они эмоции, вот он накал — изучай бро. и я изучал. а что будет если сделать так? а как я себя буду чувствовать если сделаю вот так? а как они будут реагировать если будет вот так? а какого будет мне, если я сделаю вот так? я брал из ситуации наблюдения и запоминал их.

это как в жутком стрессе или психе или на нервах, или в лютом депресняке спросить себя «а каково это, быть в такой ситуации?» и рассуждать над этим находясь в нём. это не просто. но это крайне эффективно с точки зрения понимания ситуаций. пытаться как-то представить что-то отстраненное, или вычитать, это не то. этого недостаточно. а вот проживая непосредственно, можно многое понять. если начать анализировать как бы со стороны, а не тупо оставаться в стрессовой ситуации ничего из неё не черпая.

я перестал проживать ситуацию с того момента, как понял что нас грабят, и начал лишь наблюдать за собой, начал записывать свои действия в «книгу жизни». я просто изучал своё поведение с разных сторон.

ещё одна история была, вообще много лет назад в лагере.
там долгая история, но суть вот в чём. значит мы с одной девочкой, мозгов толком нет, и поэтому только вдвоем, почти залезли на крутой высокий склон, почти на гору. но так как вершина очень крутая, и камни осыпаются слегка завершить подъем не можем, а силы на исходе. спускаться не получится, начнешь скатываться, потом кубарем и об острые камни минус ты. выход — только вверх, а потом в другом месте спускаться.
она плачет, говорит что не может. я её держу за руку одной рукой, и понимаю, что нам пиздец. ей как минимум.
о чём я подумал в этот момент? если она сейчас упадет и разобьется, каково это жить, зная, что ты не спас человека? хуево наверное. я сравнил это чувство со страхом смерти. прикинул что для человека важнее, в чём вообще ценность своей жизни? подумал о смысле жизни. о родителях, о своих и о её. всё это было очень быстро в голове, секунды.
всё завершилось благополучно, как и что — не важно, суть не в этом.

суть в том, что и тогда, я сделал то же самое — я посмотрел на себя со стороны, на человека, у которого в руках жизнь другого человека. и мне стало интересно: а как это быть в такой ситуации? насколько велик страх и чем он выражен? почему скованы действия и как принимать решения в таких ситуациях? о чем думает человек? из чего и почему он выбирает? что «он» сделает, этот человек, на которого я смотрю со стороны?

это называется уметь наблюдать за самим собой. это крайне важно, для понимая поступков других людей. человек который не понимает себя, не может анализировать себя, никогда не поймет других очень хорошо. человек, который докопался до своей сути до самого дна, сможет начинать копаться в сути других людей. сможет начинать изучение поступков других людей, сможет начинать поиск картины различных действий с различных точек зрения.

некоторые люди, что любят рассказывать «как оно надо делать» или «как оно есть», вообще не наблюдают за собой и советы дают одни, а коснись их ситуация — ведут себя абсолютно иначе. а всё почему? потому что они толком не знают «каково это на самом деле, быть в ситуации о которой они рассуждают со стороны?». оттого и рождаются кухонные политики, и диванные знатоки всех областей.

психологические бредни, рассказывающие о «нужно уметь слушать», «наблюдать за другими» — вата это. только глубокая работа с собой, имеет первостепенный вес. всё остальное следствия и дополнения. а если следовать советами по типу «как стать крутым психологом», то сделаешь из себя дебила манипулятора, который будет с умным проникновенным видом, изображать заинтересованность в проблеме человека, на деле, абсолютно не понимая происходящего.

изучай себя, много лет, сотни поступков, и ПАРАЛЛЕЛЬНО, сравнивай всё это с поступками других людей. не осуждай, а задавай вопрос «а почему он так поступил? ведь если поступил — мотив есть? а какой у его мотив?» и т.д. анализируй мотивы и делай выводы. изучай разные точки зрения любого вопроса.

не нужно ничего даже сверхъестественного. банально тебе лень что-то сделать — начинай рассуждать. а почему мне лень? иди по цепи ответов, находя другие вопросы и отвечай на них тоже идя по новым цепям. собирай паутину. хочешь чего-то или не хочешь чего-то? ищи конкретные ответы — а почему ты этого хочешь\не хочешь? что вообще сформировало твою позицию в этом вопросе, на чём она основана? откуда стремления в этом направлении? и по тому же принципу.

но это не просто. рассуждать и думать над жизнью гораздо сложнее, чем может показаться.

Комментариев: 6

Один из самых ценный ответов. Благодарю.

Один из сильнейших ответов, которые я прочитал, на самом-то деле.

Очень необычно было такое читать. Благодарю за услышанное.

согласен
но ответ девушке, которая боится отношений, про взаимную любовь меня задел прям своей энергетикой что ли

А этот ответ читал и хотел, чтобы он не заканчивался…

Мне кажется, лишь описанное тобой.
Ну и воображение.